Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
//
Память и ДНК
Ученые постепенно углубляются в молекулярные механизмы памяти — все еще загадочного свойства мозга, которое относится к высшим его функциям. Так, долгое время считалось, что хромосомная ДНК нейронов к исполнению этих функций непричастна. Но в последние годы стало известно, что обучение животных (выработка у них пищевых и оборонительных условных рефлексов) сопровождается дополнительным синтезом ДНК в клетках головного мозга. В обычных клетках увеличение количества ДНК закономерно происходит перед делением, но нервные клетки не делятся, зачем же им дополнительная ДНК?
Дальнейшие исследования показали, что клетки головного мозга, оказывается, обладают некоторыми отличиями от остальных. Например, в них действуют специфические, присущие только им ферменты и, наоборот, отсутствуют другие ферменты, которые есть во всех остальных клетках. Имеет особенности строение хроматина — основного вещества хромосом, есть в нейронах и гены, характерные только для этих клеток.
Все эти особенности, по-видимому, и определяют особый ход генетических процессов в нервных клетках. Ключевую роль в них, как предполагают ученые, играет репарация ДНК. Это ремонт генов, которые получают повреждения не только от внешних причин, но и в ходе нормальной деятельности, то есть передачи наследственной информации: меняется химический состав азотистых оснований, разрываются нити ДНК и т. п. Репарация восстанавливает целостность генов и их функции. А в нейронах мозга, который во время обучения работает усиленно, она, по-видимому, активизирует передачу наследственной информации и, следовательно, синтез дополнительного количества ДНК. Такой синтез, по мнению специалистов, может служить одним из элементов молекулярных механизмов памяти.
Интересно, что исследователи усматривают некоторую аналогию между механизмами памяти и свойствами иммунной системы. Когда в организм попадает «чужак», то увеличивается число лимфоидкых клеток, взаимодействующих именно с этим антигеном, они его и запоминают (в этом суть иммунитета). Предполагают, что нечто похожее происходит и в мозгу: усиленная работа в момент обучения ускоряет формирование генетического материала, обладающего способностью запоминать. Эту гипотезу подкрепляет существование особого фермента, который встречается только в нервных и лимфоидных клетках, и то, что только эти клетки в организме могут запасать и хранить приобретенную (не наследуемую) информацию.
В. Иванов, Н. Тушмалова. Синтез ДНК и высшие функции мозга. «Успехи современной биологии», том 106, выпуск 5, 1988.
См. также: