Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная Оказание первой помощи Гигиена питания в древности
Гигиена питания в древности
Вопросы «как быть здраву», и в частности гигиена питания, интересовали наших далеких предков не менее, чем они сейчас интересуют нас. Советы относительно приема пищи появляются уже в ранних памятниках древнерусской литературы, начиная с «Изборника Святослава» 1073 г. Эти первые небольшие статьи по гигиене питания были переводами из византийской литературы. Содержание этих статей носило религиозно-аскетический характер. В них указывалось, какую пищу следует принимать в определенные церковные праздники.
В «обиходниках» и «кормовых книгах» русских монастырей XV—XVI веков мы уже находим росписи кушаньям на целый год, нечто вроде меню на каждый день. Эти очень интересные источники дают представление о древнерусской кухне, о любимых блюдах монахов. Однако и здесь при составлении «меню» на первом плане стояла забота о церковном благочинии.
В «Домострое», памятнике русской письменности первой половины XVI века, наряду с религиозно-нравственными поучениями давались также хозяйственно-бытовые советы. Причем специальная глава — «Книги во весь год, как в стол ествы подавать» — посвящалась вопросам питания. По образцу монастырских «обиходников» советы эти ограничивались перечнем всевозможных блюд, готовившихся в обычные и постные дни, а также в церковные праздники.
Тем не менее можно утверждать, что в Древней Руси еще до XVI века существовали какие-то не дошедшие до нас руководства по питанию, составленные русскими книжниками «во здравие человеку» и лишенные аскетической окраски.
Отрывок одного такого сочинения случайно сохранился в небольшом рукописном сборнике, куда неведомый нам монах Кирилла-Белозерского монастыря в самом начале XVI века, во всяком случае до 1518 года, переписывал заинтересовавшие его сведения из разных прочитанных книг.
Что же советовал безымянный русский гигиенист, живший более 500 лет тому назад, своим читателям?
Начинается уцелевший отрывок с указания, что человеку необходимо «велми расмотрятись о том, чтобы легкая яства ясти», кушать в мору, не переедать, чтобы «в боце (боку) не тяжело было». Большое значение придается «аппетиту к еде». Для этого гигиенист советует читателю «ясти ества, которая бы ему была приятна и что у него нутро любит». Тут же рекомендует некоторые продукты питания.
Оказывается, в Древней Руси вкусной и здоровой («пригожей к здравию») едой считались: «пшено сорочинское, крупы ячныа и гречневы, и овсяны, горох» (причем его рекомендовалось употреблять понемногу, так как он долго переваривается), «борщ, свекловица, яйца свежие всмятку». Следует отметить при этом, что растительная пища — овощи, кроме картофеля, который появился на Руси позднее, в XVII веке, ягоды, грибы, фрукты — в питании наших предков всегда занимала большое место. Уже тогда считалось, что по питательности она может заменять мясо и рыбу и что вообще «силы в овощи велики», как писалось в Изборнике Святослава 1073 года, задолго до открытия витаминов.
Далее указывается, какую рыбу и с какими приправами следует употреблять в пищу: «А рыбы которыя тверды ясти, в которой бы дух не был, чтобы речная рыба, а не озорная; а рыба ясти с перцем и с луком, и с чесноком, и с горчицею, и со уксусом», При этом предпочтение отдается как самой вкусной не вареной рыбе, а печеной или «испряженой в масле», то есть жареной. Мы не встречаем здесь упоминания о морской рыбе, так как у России еще не было выхода к морям, а внешняя торговля из-за многовекового монголо-татарского владычества была еще слабо развита.
Не забыт в наставлении и десерт, венчающий гамму вкусовых ощущений. «А после обеда добро ясти яблока и груши печены, сахаром посыпывая»,— читаем мы здесь.
Крепкие спиртные напитки автор наставления решительно отвергает, предлагая за обедом пить мед «не добре хмелен» или хорошее вино, разбавленное водою, ибо крепкое вино «голову портит». «А пил бы помаленку за столом, а часто,— советует своему читателю древнерусский гигиенист,— поколе бы ел, поколе бы и пил, чтобы ества и питье вместе шла и желудок бы принял». Необходимо всегда придерживаться этого обычая, так как, по мнению автора, «тем человеку живот (жизнь) держится и здравие: сердце здорово и тело крепко». При злоупотреблении же спиртными напитками будет наблюдаться как раз обратное явление.
Если человек после обеда испытывает жажду, то ему не рекомендуется пить холодной воды до ужина, иначе он «остудит желудок; и с того запирается ества в желудке и многия недуги приходят человеку». Перед нами интересное житейское наблюдение об особенностях секреции желудка.
Приемы пищи в течение дня строго не регламентируются, автор только замечает, что весной и осенью следует питаться умеренно, летом есть меньше, чем весной и осенью, а зимой, наоборот, больше. Здесь легко заметить связь с суровым зимним русским климатом.
Далее следуют некоторые физиологические советы, поражающие нас своей наивной непосредственностью. Например: «нос бы себе сморкал и плевал бы гораздо, чтобы ему (человеку) горло чисто. Коли человек в себе нечисто держит, ино у него нутро болит. Ток же дабы в себе не задержал, занеже тогды камень заражает в пузырь».
Большое значение автор сочинения придает гигиене сна. Так, например, он рекомендует спать после обеда не более двух часов и продолжает: «а болшее бы спал человек в нощи, о в день не спал, понеже многиа недугы в главу вступают» (то есть появляется головная боль и бессонница); «а кто недосыпает и он телом некрепок». После обеда категорически не советуется «много ходити или ездити, или делати что», так как физическая работа сразу после плотного обеда «много нездравие творит». Нельзя не отметить, что древнерусский книжник обращается к своим читателям на чистом русском языке с незначительной примесью церковно-славянизмов. Эта по-народному простая, точная и лаконичная речь понятна и нашим современникам. А ведь это произведение, если судить по двум случайно сохранившимся древнейшим глагольным формам («приимахуть», «пьяхуть»), не исправленным позднейшими русскими переписчиками, вполне могло быть создано во времена «Слова о полку Игореве».
Л. Хлебников.
См. также: