Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная Психология Что такое любовь?
Что такое любовь?
Любовь — интимное и глубокое чувство по отношению к другой личности, человеческой общности или идее. В древней мифологии и поэзии — это космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения. В обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения.
Любовь — как бы надстройка над всеми нашими глубинными нуждами и ощущениями, над самыми первородными запросами души и тела. Это самое сжатое слияние всех человеческих сил — телесных и духовных, подсознательных и осознанных, зрячих и слепых.
В любви человек как будто бы теряет рассудок. Никогда любящий не может сказать, почему он любит. В этом смысле любовь всегда таит в себе какое-то волшебство, тайну, не подвластную уму, раскрывающуюся лишь сердцу. И тем более нельзя сказать, за что любишь. Любовь в высшей степени бескорыстна. Не потому ли во все времена подлинная любовь означала свободу, истину, красоту, добро, справедливость! И в то же время в тайну любви посвящены двое, которые сейчас и в обозримом будущем единственны друг для друга.
Часто говорят: «Со временем любовь умирает». С одной стороны, это верно. Все имеет свой естественный предел: любовь, жизнь... Даже камни умирают. С другой стороны, утверждение, что время убивает любовь, можно рассматривать как весьма спорное. Напротив, со временем вы узнаете друг друга лучше и понимаете, что вам нужно на самом деле, и в сфере интимных отношений в том числе. Желание и умение понять интересы вашего спутника или спутницы даст возможность сохранить любовь на долгие годы.
Любовь — это прежде всего творчество. Как ни странно это покажется, любовь — самый распространенный вид творчества, недоступный только бездушным, черствым, нравственно ущербным людям.
Своеобразие любви обусловливается исключительной эмоциональностью, заинтересованностью, интимностью отношения, в котором отражается как сексуальное влечение, так и глубокое стремление быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого.
Любовь — высоко ценимое чувство в нравственной культуре человечества. Она в веках воспевается поэтами, является главным предметом человеческой этики. Человечество выделяет понятие «любовь» в самых значимых для него взаимодействиях: любовь матери к своему ребенку, любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, любовь к родине.
Любовь-агапе — понятие, пришедшее к нам из древнейших времен: возвышенное, христиански чистое отношение к другому человеку.
Любовь-эрос — выражение чувственной, собственно половой любви. У Платона и в платонизме любовь-эрос — побудительная сила духовного восхождения.
Любовь в истории
Любовь еще в древности получила отражение в разнообразии терминов: любовь-агапе, любовь-эрос и др.
Как в древности, так и на протяжении последующей истории культуры и нравов, встречается абсолютизация то чувственного, то возвышенного начала (христиански чистые отношения к другому человеку).
Так, христианская религия лишь «духовную» любовь к богу рассматривала как единственно истинную и достойную человека; любовь же чувственную, половую отвергала как выражение греховной, дьявольской природы человека. Христианская любовь даже в выражении «любви к ближнему» носила безусловно аскетический, жертвенный характер. В отличие от христианства некоторые религии Востока усматривали в телесно-чувственных отношениях своего рода религиозный ритуал, посредством которого человек приближается к пониманию божественного. Но и здесь любовь, пусть даже эмоционально насыщенная, радостная, была в лучшем случае способом самовыражения человека в отношении к богу; любимая (любимый) же выступала лишь средством этого самовыражения.
В эпоху европейского средневековья жертвенности любви официального христианства противостояло в крайних своих проявлениях народное, «карнавальное» представление о любви как сфере выражения чувственных желаний и одинаково доступного всем буйного наслаждения. Как отрицание и аскетически-религиозного, и плотского понимания любви в XI-XII вв. возникает воспеваемая в стихах и песнях трубадуров так называемая куртуазная любовь. Центральным местом в поэзии трубадуров стала любовь доблестного рыцаря к Прекрасной Даме. Объектом возвышенной любви является земная женщина; в отношении к ней от мужчины требовались нежность и забота, тонкость, учтивость, благородство. Но при этом женщина была возвышена до Мадонны, и в этом смысле она оставалась недоступной. Да, собственно говоря, Прекрасная Дама и существовала только для воспевания и трепетного почитания.
В новое время «куртуазная любовь» существенным образом изменяется, перерождаясь в аристократическую галантность, в изощренное ухаживание за женщиной, благосклонности которой добивались. Любовь оборачивается циничным донжуанством. Но в это же время в литературе и искусстве сентиментализма провозглашается ценность искренних и непосредственных чувств; на первый план выходит герой, способный тонко чувствовать, страдать и быть почтительно нежным с любимой. Развивая эту линию, романтическая литература воспела неразделенную любовь, полную душевных терзаний и мук.
Однако сентиментализм и романтизм настолько идеализировали любовные чувства и отношения, что они оказались оторванными от той социальной действительности, которая разворачивалась с развитием капиталистических отношений, активно утверждая принципы «свободного предпринимательства», «купли-продажи» и эксплуатации человека человеком. XX век, в особенности его вторая половина, внес в отношения полов радикальные изменения. Вовлечение женщин в процесс труда и политическую жизнь, изменение ее места и роли в хозяйственно-бытовой сфере привели к женской эмансипации. Женщина наконец добилась, чтобы к ней относились как к личности, к равному партнеру не только в производственно-трудовой сфере, но и в личных, в том числе в любовных отношениях. Это привело к радикальной ломке традиционных норм полового поведения — к «сексуальной революции». А она, в свою очередь, породила проблемы, связанные с половыми отношениями: превращение секса и эротики в бизнес, рекламу, развлечение, в одно из средств пропаганды. Человеческая чувственность стала объектом эксплуатации.
Любовь подменяется сексуальностью, сексуальность же без любви лишается индивидуального, личностного содержания, превращается в своего рода игру, спорт, в котором любовь утрачивает человеческое содержание, скатываясь до биологического процесса.
И счастливы те, кто сохранил свои нравственные идеалы, духовность и чувственность и провозглашает гармонию этих двух моментов в любви.
См. также: Любовь - стресс