Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная Психология История этикета
История этикета
Правила этикета формировались и выкристаллизовывались на протяжении многих столетий. Их целесообразность, конечно, во многом определялась запросами правящих слоев общества. Но фактически этикет возник еще в первобытном обществе и лишь впоследствии развился и формально утвердился как придворный церемониал. В Древнем Риме даже к верховным правителям обращались без особого чинопочитания, например, любой гражданин мог запросто окликнуть Юлия Цезаря: «Цезарь!» Но Цезарь был все-таки Цезарем — великим государственным деятелем и полководцем. А многим другим монархам явно не хватало личной смелости, ума и умения руководить» Чтобы поднять авторитет своей власти, они ввели специальные церемонии и титулы, обязательные в обращении к знати.
Правила этикета, как и любые правила, возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым. Так, правило, обязывающее мужчину или подростка придерживать двери, когда идет женщина, ребенок или пожилой человек, основано на таком благородном свойстве человеческой души, как забота сильного о слабом.
Одним из первых сборников правил хорошего тона является книга Петру со Альфонса «Дисциплина клерикалис», изданная в Испании в 1204 году. В XVIII — XIX вв. о правилах общественного поведения появилось много литературы. Хорошо известны усилия Петра I по насаждению европейских манер в среде русских дворян. Для него установление внешней культуры было непременным условием для распространения цивилизованности, наук, искусства, то есть культуры внутренней.
В России также существовало множество подобных наставлений. Одно из них — «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» — своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке.
Во многих странах придворный этикет был доведен в некоторой своей части до явной нелепости. Четко регламентировалось, кто обязан присутствовать при одевании монаха, кто должен подавать одежду, туалетные принадлежности, кому сопровождать его на завтрак и кто завтракает вместе с высочайшей особой. Этикет устанавливал, например, на какую высоту можно было поднимать женщинам подол платья, переступая порог, причем дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.
Особенно сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственных особ. Из-за несоблюдения правил этикета могли возникать войны, пожары (по свидетельству историков, испанский король Филипп III стал жертвой пожара в собственном кабинете только потому, что устав не позволял ему прикасаться к каминным щипцам. Горящий уголь вывалился из камина, а король «не имел права» положить его обратно).
В XVIII веке потерпела крах наша миссия в Китае в связи с тем, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени таким образом, как этого требовал этикет пекинского двора.
Но значительная часть норм этикета возникла на основе общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. В этом случае этикет сливается с представлениями о нравственности. Так, уменье владеть собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета отвечают насущным потребностям в чистоте и опрятности, то есть гигиене поведения людей. Третьи правила требуют красоты общения людей, целесообразности их действий. Именно этой своей частью этикет непосредственно связан с моралью. Уважительное отношение к достоинству человека обязывает считаться с честью другого.
Этикет, как одно из явлений культуры, носит классовый характер. Существенны и национальные его особенности. Но есть и общечеловеческие стороны морали, культуры, где используются не столько условности, сколько их целесообразность. С течением времени уходит из жизни сословный этикет, но остаются универсальные, общечеловеческие нормы поведения, вежливости, такта, облегчающие и облагораживающие человеческое общение.
Но этикет определяет лишь формы, так сказать, технические аспекты общения — как вести себя на улице или за столом, какие дарить подарки, как разговаривать со старшими и женщинами и т. д. Поэтому само по себе знание правил этикета не является достаточным для того, чтобы считаться культурным человеком.
Современные правила этикета отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение.