Сегодня: 23.11.2024


// Главная arrow Лечение болезней arrow Здоровье женщины arrow Формирование полового различия

Формирование полового различия

Формирование полового различияУже к двухлетнему возрасту достаточно полно проявляется индивидуальность ребенка. К 2,5—3 годам он осознает свое «я». В этот период ему кажется, что он сам может сделать очень многое. Именно на этот возраст приходится первичная половая идентификация: «Я — девочка», «я — мальчик». В этот период закладываются не только черты личности вообще, но и основы мужественности и женственности, оказывающие сильное влияние на дальнейшее формирование половой принадлежности.

Некоторые психофизиологические особенности, связанные с полом, в неразвитом состоянии можно наблюдать даже у новорожденных. Однако не следует полагаться на одну лишь врожденную предрасположенность. Формирование личности с четким разграничением свойств в соответствии с половой принадлежностью — длительный процесс, протекающий особенно эффективно в первые годы жизни.

Полностью формирование принадлежности к тому или иному полу заканчивается к 5 годам. Поэтому указанный период (от 2 до 5 лет) особенно важен для развития психики ребенка, и в это время он, по мнению большинства специалистов, очень нуждается в тесном общении с родителями.

В воспитании ребенка с первых месяцев следует придерживаться традиционных представлений современного общества о половых различиях в поведении, навыках, склонностях людей. Например, более плавные движения у девочек, их кокетливость, нежность, аккуратность, художественный склад натуры, повышенная эмоциональность, склонность к экзальтации и т. п. проявляются и укрепляются под влиянием воспитания, примера старших и находятся под формирующим влиянием общественных вкусов.

Даже в шутку не следует рядить детей в одежды, которые пристало носить лицам другого пола. Очень важно, чтобы девочке не было чуждо ничто девичье, а мальчик имел мальчишеские интересы и увлечения. Не так редко встречаем мы мальчиков, охотнее всего играющих в куклы. Такие мальчики растут робкими, послушными, ласковыми, иногда даже слащавыми, предпочитают тихие игры с девочками, любят помогать дома, на кухне, охотно занимаются музыкой, танцами. Вроде бы мы нарисовали портрет идеального ребенка: на такого не нарадуются воспитатели, его папе и маме другие родители завидуют.

Не видят родители плохого и в том, что девочка равнодушна к куклам, зато любит наравне с мальчишками играть в футбол и хоккей, лазить по деревьям, ввязываться в драки.

Подобная трансформация ролевого поведения чаще всего проявляется в тех случаях, когда мальчика заласкивают, а к девочке относятся слишком рационально и даже сурово. Нередко это наблюдается в неполных семьях. Трансформация ролевого поведения — не такое безобидное явление. Она закладывает фундамент для различных отклонений в последующем сексуальном поведении, от снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений. Особенно велика такая опасность для детей, у которых в период внутриутробной жизни произошли отклонения в развитии мозговых структур, контролирующих половое поведение.

До начала периода полового созревания еще можно сгладить формирующуюся трансформацию ролевого поведения, потом это сделать труднее. Как же именно надо действовать? Для каждой семьи — свои рецепты, свои пути. Но прежде всего родителям надо взглянуть на себя со стороны. Матери следует, максимально приблизить свое поведение к идеалу женственности, а отцу к идеалу мужественности. У дочери и сына будут правильные образцы для подражания, а попутно улучшатся и взаимоотношения супругов. Недопустимо, чтобы ребенок был свидетелем двусмысленных разговоров и сцен либо, наоборот, наблюдал крайнюю сдержанность или, еще хуже, взаимную неприязнь родителей. Если мать воспитывает ребенка в одиночку, то в дом должны приходить мужчины: дед, дядя, друг.

Примерно в возрасте трех лет ребенок задает вопрос: «Откуда берутся дети?» Этот вопрос нередко повергает родителей в смятение, они не знают, что ответить, им начинает казаться, что ребенок их «чересчур быстро развивается и хочет знать то, что ему еще знать рано». Попытка избежать ответа на вопрос ребенка не достигает цели — он все равно будет искать его. В то же время излишняя откровенность может стать столь же вредной, как и замалчивание.

Любые задаваемые детьми вопросы, даже самые щекотливые, не содержат в своей основе полового интереса. Половые инстинкт и влечение начинают проявляться не ранее чем в 11—12 лет. Задают же дети вопросы потому, что они любопытны по своей природе. Ведь точно так же они спрашивают, почему летает самолет или лает собака. На подобные вопросы ребенок получает полные и недвусмысленные ответы. На вопросы же, касающиеся взаимоотношений полов, он нередко слышит ответ: «Это тебе знать еще рано» или, что еще хуже: «Об этом спрашивать некрасиво». Такой ответ лишь усилит любопытство и фиксирует внимание ребенка на этой проблеме.

Подрастая, дети все равно узнают то, что их интересует, от своих сверстников, и, конечно, в извращенном виде. Дать конкретный совет, в каком возрасте и как следует отвечать на подобные вопросы ребенка,— задача не из легких. Все зависит от культуры, знаний, такта родителей, от того, чем интересуется ребенок и в какой форме задан вопрос. Нередко вопрос, откуда берутся дети, возникает, когда в семье появляется сестра или брат. Ребенок проявляет интерес, откуда он взялся. Отвечать, что детей принес аист или что-нибудь в этом роде, будет ошибкой. Маленькие дети всегда верят тому, что они слышат, у них очень яркое воображение. Поверив матери или отцу, а через некоторое время убедившись, что его обманули, ребенок может потерять уважение к родителям, что, несомненно, подорвет их авторитет. Поэтому ребенку лучше всего вообще не говорить неправду.

Наиболее верным будет примерно такой ответ: «Ребенок сначала бывает очень-очень маленьким. Постепенно он растет в теле матери, все мы очень ждали, пока ребеночек вырастет. Когда же он вырос совсем большим и ему стало тесно, его отделили от мамы. Так как было больно, пришлось лечь в больницу, где мама и находится (или находилась)». Ребенок наверняка будет удовлетворен таким ответом. Иной ответ может не достигнуть цели, ибо ребенок, конечно, слышал из разговоров взрослых, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.

Правильное поведение родителей, умение не уклоняться от ответов на сложные и «трудные» вопросы, сохранять спокойствие и самообладание имеет большое значение в воспитании детей.

...Ощенилась собака Ребенок бежит к отцу или матери с вопросом, откуда взялись щенки. Следует прямо сказать: «Они появились из тела животного». В то же время следует предостеречь от излишней откровенности. На некоторые вопросы полезно совсем не отвечать, но не заявлять при этом: «Тебе это знать рано» или «Отстань», «Не твое дело». Нужно просто попытаться отвлечь внимание ребенка. Дети очень непоседливы, их внимание быстро переключается с одного предмета на другой. Родителям следует пользоваться этим.

Дети часто не обращают внимания на различия полов. В детском саду играют вместе мальчики и девочки. Вместе купаются голышом. Все это воспринимается ими как нечто естественное. Родители могут сами ненароком возбудить любопытство ребенка. Мать спрашивает дочь, вернувшуюся из детского сада: «Чем сегодня занимались?» Дочь отвечает, что купались под душем. «И мальчики вместе с вами?» Разговор прошел как будто незамеченным, но девочка зафиксировала в своем сознании интерес матери к тому, были ли вместе с ними мальчики. И в следующий раз во время купания она уже обратит внимание на это. Так мать невольно становится виновницей излишнего любопытства дочери к различию полов.

Родители должны воспитывать у мальчиков и девочек уважение друг к другу. Особенно это важно для мальчиков, которым с самого раннего возраста следует внушать уважение к девочке, будущей женщине, матери.

Родителей нередко волнует, что ребенок, которому иногда нет еще и года, трогает свои половые органы. Как правило, это не имеет отношения к онанизму. Просто ребенок с интересом рассматривает их, точно так же, как и другие части своего тела. Бить ребенка по рукам в этот момент, делать резкие замечания — значит привлекать его внимание к чему-то запретному.

К нездоровому и преждевременному развитию интереса к половым вопросам может привести ознакомление ребенка с половой жизнью взрослых. Ребенок может быть свидетелем лишь дружеского и любовного отношения отца и матери друг к другу.

Нельзя притенять к детям телесные наказания, бить их по ягодицам. Об этом можно прочесть в «Исповеди» Ж. Руссо, великий писатель на склоне лет, описывая свои отроческие годы, писал, что он сознательно шел на телесные наказания розгами, чтобы испытать сексуальное возбуждение. Такие случаи хорошо известны врачам.

Удовлетворять свои естественные надобности мальчики и девочки должны отдельно. Если во время игр или купания дети обычно не реагируют на различия полов, то при мочеиспускании они обращают внимание на половые органы, и это может вызвать нездоровый интерес.

В более старшем возрасте возникают свои проблемы. Несомненно, что мальчики и девочки должны быть подготовлены к тем изменениям, которые должны произойти в их организме. Но объяснять физиологию полового акта, структуру интимных отношений между мужчиной и женщиной в этот период будет излишним. Подросток уже не несмышленый ребенок, и примитивным объяснением отделаться не удастся. Лучше подыскать литературу, подходящую для этого возраста.


Рейтинг: / 1
неактуальноактуально 


Поделиться ссылкой:

«Твой мудрый Лекарь» - народная медицина, народные средства, свойства целебных трав. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом! Здесь о правильном питании
© 2010-2024 - При перепечатке материалов ссылка обязательна!
✉ написать нам Хостинг