Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная
Пептиды памяти
Трудно найти человека довольного своей памятью. Уникумы встречаются, но редко. Большинство людей умственного труда желает увеличить свои возможности запоминания. Пытливые исследователи давно стремились найти ключ к сокровищницам памяти человека, разгадать ее, обнаружить материальный субстрат. В XIX в. физиологи приблизились к разгадке тайн памяти, высказав мнение, что процессы памяти связаны с изменениями в молекулах вещества мозга. Но какие именно, было неясно. В 1943 г. шведский гистохимик Холдер Хиден обнаружил во время возбуждения нейронов усиление синтеза нуклеиновых кислот и белков.
Следующий всплеск сенсационных сообщений вызвали опыты 60-х гг. с плоскими ресничными червями планариями, которых обучали выбирать направление в лабиринте. Использовалось свойство планарий поедать своих «собратьев». Обученных особей скармливали их необученным родственникам. Наевшись, черви становились более сообразительными и обучались прохождению лабиринта быстрее. В качестве курьеза можно вспомнить, что некоторые ученые опыты с поеданием планарий считали «теоретическим подтверждением» разумности случаев каннибализма — поедания особо умных и сильных своих противников.
В 70-х гг. началась эра открытий материальных субстратов, ответственных за память. В 1971 г. группа нейрохимиков во главе с Г. Унгаром из экстракта мозга крыс выделила, а затем и синтезировала полипептид, введение которого вызывало проявление определенных навыков без предварительного обучения. В ходе дальнейших исследований были выделены вещества, которые обладают способностью стимулировать процессы памяти.
Клинические исследования психотронной и нейротропной активности вазопрессина и окситоцина подтверждают серьезную роль этих природных веществ в жизненно важных реакциях мозга. В первых исследованиях на добровольцах было найдено, что вазопрессин, участвуя в процессах памяти, улучшает обучение. При этом способность к обучению и качество долговременной памяти человека прямо пропорциональны уровню вазопрессина в спинномозговой жидкости. Некоторые авторы отмечали, что кроме положительного влияния на память вазопрессин оказывал благотворное действие на социальную адаптацию и интеллект.
Ученые выделяют две системы памяти: специфическую и неспецифическую. Специфическая память стимулируется такими веществами, как скотофобин, амелитин и другими: введение их сообщает организму животных четко определенный навык. К неспецифической памяти относят вещества типа вазопрессина и кортикотропина, которые стимулируют поведенческие системы организма, находящиеся в данный момент в максимальном напряжении. В зависимости от условий, в которые попадает организм человека или животного, может включаться та или иная система.
См. также: Продукты, улучшающие память, Тренировка памяти