Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
//
Медицина для пилота
С тех пор, когда самолеты стали летать на большой высоте, выяснилось, что далеко не всякая пища полезна летчику перед полетом. Так, например, таит опасность апельсин, хотя и богат он витаминами. И не только апельсин бывает противопоказан пилоту, а и свежий ржаной хлеб, молоко, бобовый суп, окрошка, квас, иногда даже прославленная пепси-кола.
Объясняется все весьма просто: перечисленные продукты в процессе пищеварения способствуют несколько повышенному газообразованию. Соответственно повышается внутрибрюшное давление. В условиях обычного атмосферного давления на легкое вспучивание живота никто не обращает внимания — оно просто бывает неощутимо и никакого вреда не приносит. А при пониженном давлении, когда воздух несколько разрежен, съеденный апельсин может так раздуть кишечник, что он, подняв диафрагму, надавит на сердце, вызовет спазм сосудов. Случись подобное с пилотом во время управления самолетом на большой высоте, последствия могут оказаться неприятными.
Чтобы предусмотреть подобные «нештатные» ситуации, специалисты в области питания разработали меню для пилотов, а врачи авиационной медицины установили режим труда и отдыха летно-подъемного состава.
За определенное время до вылета экипаж прибывает в профилакторий, где проводит предполетный отдых и получает бесплатное питание. Все блюда готовятся с учетом физиологии летного труда.
Режим труда и отдыха летчика научно обоснован, строго определена норма летного времени, то есть количество часов, которое экипаж проводит в воздухе в течение летного дня, месяца, года. Режим этот — закон.
С возрастом и налетом большого количества часов у пилота могут появляться некоторые отклонения в состоянии здоровья, незаметные для человека и не влияющие на выполнение служебных обязанностей. Отклонения может заметить лишь наблюдающий летчика врач-специалист, да и то иногда только с помощью приборов. Если замечено даже малейшее нарушение в здоровье, летчик немедленно направляется на лечение, в том числе санаторное. И порядок этот выполняется свято.
Через строго определенные сроки каждый летчик проходит детальное обследование здоровья, а дважды в году пилоты гражданской авиации получают оплачиваемый отпуск.
Требования к здоровью пилотов в нашей стране много выше требований, предъявляемых «ИКАО» — Международной организацией гражданской авиации.
На заре авиации от летчика требовалось быть сильным и здоровым. С появлением более сложных машин выросли требования к кандидатам в пилоты. Современные скоростные воздушные суда, оснащенные большим количеством приборов, буквально начиненные электроникой, существенно изменили характер летного труда. Сейчас далеко не каждый молодой здоровый человек бывает способен выполнять летную работу, связанную с серьезной психологической нагрузкой.
Сегодня поступающий в летное училище молодой человек должен быть не только здоров, но и психологически пригоден, поэтому поступающие тщательно просеиваются врачом-психологом. Цель отбора — оценить профессионально значимые способности: темп мыслительных процессов, быстроту выработки и перестройки интеллектуальных навыков, способности оперативной памяти. Для этого разработаны и применяются особые тесты. По тестам врач-психолог определяет и такие важные качества личности, как настойчивость, смелость, умение быстро принять мотивированное решение. Но на этом не заканчивается функция врача-психолога: он следит и за курсантами училища и за пилотами, имеющими за плечами тысячи часов налета.