Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная
Гипертония: скрытая и коварная
Повышенное кровяное давление ускоряет развитие атеросклероза, изнашивание кровеносных сосудов, и особенно сосудов мозга, сердца и почек.
Люди привыкли относиться к повышенному давлению как к легкому, неопасному отклонению от нормы.
Однако гипертония — болезнь коварная. В первые годы и даже десятилетие она развивается бессимптомно, исподволь подтачивая жизненные силы организма. Это становится причиной того, что половина людей с повышенным давлением об опасности и не подозревает, а половина узнавших об этом либо не принимает никаких мер, либо, начав лечиться, вскоре лечение забрасывает и плывет по течению к расстройству здоровья и всевозможным осложнениям, укорачивающим жизнь.
Недостаточная осведомленность, несознательность, беспечность людей часто мешают успешной борьбе с гипертонией.
Современная же медицина располагает всеми необходимыми для этой борьбы средствами.
Состояние здоровья и продолжительность жизни людей с повышенным давлением, которые лечатся систематически, фактически не отличаются от общих показателей для населения соответствующих возрастных групп. Важно вовремя и упорно лечиться.
Кровь — таинственная жидкость. Во все времена она глубоко интересовала людей и служила символом величайших общечеловеческих и сугубо личных ценностей. Не менее загадочными и трудно постижимыми оказались и основные закономерности, управляющие функциями крови в организме человека.
Кровообращение — основа жизни всех позвоночных, и особенно теплокровных. Однако мы этого не знали до гениального открытия Вильяма Гарвея.
В медицине издавна бытует крылатое выражение: «Мертвые учат живых». Имелось в виду — вскрытие умерших проясняет причины и механизм болезни, приведшей к смерти, и механизм жизнедеятельности организма вообще. Относительно кровообращения мертвые, однако, обманули живых. На вскрытии артерии зияют пустотой. И обманутые этим, медики полторы тысячи лет пребывали в заблуждении, полагая, что по артериям распространяется не кровь, а пневма. (Хотя, добывая зверей на охоте или поражая противников в бою, люди видели, конечно, как из раны брызжет кровь.) Так было до Гарвея, который смело повернул от умерших к живой природе. Огромный опыт блистательного хирурга подсказал ему гениальную догадку: это не пневма, а кровь течет от сердца по артериям, чтобы по венам возвратиться к нему.
Кровяное давление — главная пружина обращения крови. Впервые оно было измерено в 1733 году (английским ученым Гэйлсом, у лошади), но смысл его был постигнут лишь 146 лет спустя. А именно в 1879 году, когда Клод Бернар провозгласил принцип постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Не кто иной, как молодой русский ученый Иван Петрович Павлов сразу же подхватил эту идею и в двух работах, опубликованных в том же 1879 году, блестяще обосновал ведущую роль кровяного давления в поддержании всего гомеостаза — равновесия внутренней среды.
Повышенное кровяное давление это равновесие нарушает и со временем вызывает поражения мозга, глаз, сердца, почек и других органов. Эти поражения известны медикам с незапамятных времен, но их причина оставалась загадкой. Обвиняли «полнокровие» и потому ставили пиявки, пускали кровь. Лишь во второй половине XIX столетия возникло подозрение, что причина мозгового удара и других грозных заболеваний — повышенное кровяное давление.
А как измерять кровяное давление?
На помощь пришло замечательное открытие русского врача Н. С. Короткова (опубликованное в 1905 году), столетие со дня рождения которого праздновал в 1976 году медицинский мир. До Короткова высоту артериального давления определяли по исчезновению и появлению пульса на руке ниже пережавшей ее надувной манжеты. А он приложил к локтевому сгибу пережатой руки детский стетоскоп и, выпуская из манжеты воздух, услышал вначале появление, а затем, по мере падения давления, исчезновение особых звуков, которые и поныне носят его имя (звуки Короткова). Появление звуков означает высоту систолического давления в плечевой артерии (при сокращении мускулатуры желудочков сердца), а исчезновение — величину диастолического (при отдыхе ее и расширении полостей сердца). Открытие русского врача сделало измерение кровяного давления широко доступным и в огромной степени подготовило пути к успешному исследованию и одолению гипертонической болезни.
Так, постепенно, стала проясняться суть гипертонии — повышенного артериального давления. В подавляющем большинстве случаев все же (примерно в девяти из десяти) мы не в состоянии исчерпывающе определить причины этого повышения, хотя хорошо знаем его разрушительные для здоровья последствия. Такую гипертонию чаще всего и называют первичной, эссенциальной.
Врачу довольно трудно ответить и на вопрос, какова нормальная величина кровяного давления у человека, ибо в течение суток оно у него колеблется в весьма значительных пределах. Английские ученые провели круглосуточное, беспрерывное измерение давления у 22 мужчин-добровольцев (у 8 практически здоровых и 14 больных гипертонической болезнью), введя им в лучевую артерию электронный манометр, каждые пять минут автоматически отмечающий величину артериального давления. Все испытуемые могли беспрепятственно передвигаться, а четверо из них даже ночевали дома, вне больницы.
И у больных гипертонией и у здоровых самые низкие величины давления отмечались во время сна. У практически здоровых людей систолическое давление колебалось в течение суток от 60 до 240 мм рт. ст., диастолическое — от 30 до 200, а у больных гипертонической болезнью — соответственно от 95 до 310 и от 55 до 220 мм рт. ст.
При проведении массовых исследований артериального давления среди населения промышленно развитых стран было установлено, что с возрастом оно повышается. У 51 процента мужчин в возрасте 50—59 лет и 70 процентов женщин в этом же возрасте артериальное давление оказалось больше высшего предела нормы, указанной экспертами ВОЗ. Это послужило поводом к пересмотру данной нормы. Теперь предельно нормальными показателями принято считать 159/94 мм рт. ст. (прежде — 140/90). Было также выдвинуто требование определить средние нормальные величины в каждой стране и для каждой возрастной группы в отдельности.
Так кто же страдает гипертонической болезнью, если у практически здоровых людей артериальное давление может достигать 240/200 мм рт. ст.?
Страдает не тот, конечно, у кого оно повышается в отдельные моменты, эпизодично, в связи с соответствующими физическим или эмоциональным напряжением (и это повышение и сами эмоции естественны и необходимы), а тот, у кого оно постоянно, большую часть суток и без четко определяемых поводов держится заметно повышенным. Кстати, на приеме в кабинете врача артериальное давление нередко бывает выше обычного, подскакивает и потому именуется случайным. Поэтому при лечении гипертонической болезни в клинических условиях определяют так называемое базальное (истинное) артериальное давление, измеряемое утром, еще в постели.
Итак, кровяное давление, как правило, во время психоэмоционального напряжения повышается. Известный русский ученый Г. Ф. Ланг в 1945—1949 годах создал последовательную теорию возникновения и развития гипертонии, отводя в ней решающую роль расстройствам нервной системы, и предложил клиническую классификацию этого заболевания. Академик А. Л. Мясников внес в нее впоследствии некоторые поправки и дополнения. Эта классификация гипертонии легла в основу международной классификации артериальной гипертензии (этот термин обозначает не только повышение давления в сосудах, но и целый комплекс причин и процессов, приводящих к этому повышению). Постепенно все большее число ученых присоединилось к мнению, что наибольшее значение в возникновении и развитии гипертонической болезни имеют нейрогенные факторы. Не случайно ведь большинство противогипертонических средств подавляет активность различных функциональных звеньев именно нервной системы.
Однако, кроме нервных факторов, существенное значение имеют и так называемые гуморальные, жидкостные,— некоторые гормональные и биологически активные вещества в составе крови, перегоняемой по сосудам, и ее объем, в большей мере зависящий от содержания в пище поваренной соли. Вернее, от ее основного элемента натрия, ибо, по законам жизнедеятельности, вода — «рабыня» натрия: в живом организме одну молекулу натрия окружают и сопровождают 400 молекул воды. Чем больше жидкости должно перегонять сердце по сосудам, тем выше давление. К тому же натрий повышает возбудимость всех нервных и мышечных элементов, а тем самым и готовность нервной и сердечно-сосудистой системы к гипертензии. Вот почему среди населения прибрежных районов Японии, где особенно много потребляют соленой рыбы, отмечается значительно большее число больных гипертонией и погибающих от инсульта мозга. Кандидат медицинских наук М. И. Фатула обследовал население одного из сел Закарпатья, вода в источниках которого содержит поваренной соли во много раз выше нормы, и установил, что гипертоническая болезнь среди жителей селения встречалась вчетверо чаще, чем у населения других районов страны. Большое значение имеет и личный вкус. Так, ученые пронаблюдали в столовой одного крупного американского предприятия за тем, кто из рабочих и служащих не добавляет соль в еду, кто из них добавляет, попробовав, а кто солит сразу, без оглядки. Затем измерили кровяное давление. Среди несолящих повышенное кровяное давление встретилось у 1 процента, среди солящих — у 6, а у солящих без оглядки — у 11 процентов. Вот почему больным гипертонической болезнью рекомендуется резко ограничить потребление соли и назначаются мочегонные, вернее, солегонные средства. Полностью бессолевая диета может снизить кровяное давление даже при злокачественной гипертонии.
Кровяное давление как основной рабочий фактор особенно важно для жизнедеятельности почек: оно отжимает кровь при прохождении ее через почечные клубочки, и отжатая таким биомеханическим образом жидкость образует так называемую первичную мочу. Почки кровно, как в прямом, так и в переносном смысле, заинтересованы в поддержании артериального давления на достаточно высоком уровне. Как только систолическое давление падает ниже 60 мм рт. ст., резко уменьшается биомеханическое отжатие в почечных клубочках, то есть образование первичной мочи. Поэтому эволюция выработала мощный аппарат почечного гуморального (жидкостного) управления артериальным давлением. В почках, в приклубочечной области, вырабатывается фермент ренин (от латинского слова «рен» — «почка»), который отщепляет от определенных белков крови самый сильный сосудосуживающий фактор — октапептид ангиотензин. Ангиотензин вызывает выделение из надпочечников мощного натрийзадерживающего гормона альдостерона, который поддерживает концентрацию натрия на необходимом для нормальной работы почек уровне. В почках образуются и сосудорасширяющие вещества, но они действуют несколько слабее.
При поражении почек их кровоснабжение может резко нарушаться. Это служит авральным сигналом к повышению синтеза ренина и, следовательно, к повышению кровяного давления. Вторичные, или симптоматические, гипертонии чаще всего сопряжены с тем или иным болезненным нарушением кровоснабжения почек и в большинстве случаев радикально излечиваются хирургическим вмешательством или терапевтическими мероприятиями.
Однако и первичная, эссенциальная, гипертония в сравнительно скором времени приводит к перестройке саморегулирующейся почечной системы на поддержание кровяного давления на повышенном уровне. Наступает ренализация первичной гипертонии. Назначение понижающих кровяное давление средств в таком случае вызывает на первых порах сопротивление перестроившейся ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Это проявляется выбросом большего количества ренина, а значит, и увеличением давления в почках. Но это только на первых порах...
Вторичную, симптоматическую, гипертензию могут вызвать некоторые эндокринные заболевания, врожденное сужение аорты и некоторые другие болезнетворные процессы. После установления и устранения этих причин гипертензия, как правило, полностью излечивается.
Как оградить себя и других от развития гипертензии? Прежде всего следует соблюдать основы гигиены и психогигиены, избегать того, что приводит к болезненному повышению кровяного давления. К чему множество мелких бытовых дрязг, мелочных психозаноз — психоэмоциональных стычек? Все эти ничтожные мелочи образуют зловредную капель, долбящую фундамент нашего психического и физического здоровья. Чем дружелюбнее, чем благосдержаннее мы будем относиться к окружающим и близким, тем крепче будет наше здоровье и меньше угроза не только гипертонии, но и всяких прочих напастей. Однако дружелюбие и сдержанность должны быть естественными, искренними, формальные же учтивость и вежливость, под личиной которых кипит злобное ожесточение, могут ускорить финиш на пути к инсульту или инфаркту. Поэтому надо систематически воспитывать в себе искреннюю доброжелательность, повышать личную культуру. Опытные врачи утверждают, что гипертонию хорошо лечить радостью, добиваясь гармонии во взаимоотношениях между людьми и природой.
Весьма важно, что, как и когда мы едим. Обычно мы поглощаем излишние количества соли, жиров, но весьма недостаточно потребляем овощей и фруктов. Молочные продукты предпочтительнее мясных (но полностью отказываться от мяса все же не следует). Лучше мяса усваивается также и рыба. Обычно мы мало двигаемся. И в то же время многие больные гипертонией, особенно люди постарше, к сожалению, самоотверженно таскают лишний вес в 10—20 кг, а то и больше. Это провоцирует и ускоряет развитие гипертензии и атеросклероза.
Ставить самому себе диагноз гипертонии на основании случайно измеренного давления или «авторитетного» мнения знакомого не рекомендуется. Эту миссию должен выполнять врач. Однако если поставлен диагноз гипертонической болезни, то жизненно необходимо систематически лечиться, аккуратно принимать лекарства и последовательно перестроить образ жизни и питания согласно врачебным советам.
Очень важно пресечь развитие гипертонии в самом начале. Даже сравнительно небольшое, но постоянное повышение кровяного давления существенно увеличивает риск заболеть инсультом мозга и умереть от сердечно-сосудистых недугов. Значительно легче и скорее можно одолеть гипертонию в самом начале. Обычно достаточно перевести жизненную и трудовую деятельность в более спокойное русло, соблюдать малосольную диету, проводить аутогенную тренировку. Нелеченая же, запущенная гипертония может вызвать различные, не раз уже упомянутые осложнения, которые разрушают здоровье, отнимают радость жизни, сокращают саму жизнь.
Лучшая защита от болезней — профилактика. Поскольку заболеваемость гипертонией определяется многими внешними и внутренними факторами, то и профилактические меры весьма разнообразны. Не все люди одинаково предрасположены к гипертонии: у одних риск заболеть ею больше, у других — меньше. Предрасположенность к гипертонии формируется еще в утробе матери. Различные испытываемые ею (и, следовательно, плодом) вредные воздействия и поражения — в первую очередь алкогольные напитки и табак — могут стать причиной склонности будущего человека к гипертонии. Имеют значение и некоторые генетические, наследственные факторы. О предрасположенности к гипертонии можно судить уже в первые два месяца жизни ребенка, если систематически, каждые две недели, измерять ему артериальное давление (так же, как, определив состав жировых фракций пуповинной крови, можно судить о возможной предрасположенности к атеросклерозу). Однако предрасположенность — это еще не судьба. Опознанную опасность можно и нужно одолеть.
Отец медицины, великий врач древности Гиппократ оставил учение о четырех врожденных темпераментах. Уж что на роду написано, казалось бы, тому и быть. Но это не так. Однажды ученики поведали Сократу, что некий знаток человеческой психологии, проанализировав черты его лица и форму черепа, заявил им, что душа учителя обуреваема сильнейшими низменными страстями и является вместилищем позорнейших пороков. Ученики были возмущены такими суждениями специалиста, но Сократ прервал их возражения, сказав: «Он прав, все это было: и страсти, и пороки, но все я преодолел силою воли и мысли».
Академик АМН СССР З. Янушкевичус и кандидат медицинских наук В. Кемпинскас.
См. также:
- Лечение гипертонии народными средствами
- Гипертензия артериальная
- Лечение сердечно-сосудистых заболеваний народными средствами
- Лечебное питание при гипертонической болезни
- Правила измерения артериального давления
- Давление и жизненно важные питательные вещества
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.