Лучшие публикации
- Настольный теннис – спорт, игра и здоровье
- Ушибы, признаки и первая помощь при ушибах
- Лечебная диета. Стол № 1
- Барсучий жир: состав, полезные свойства, применение
- Гипертоническая болезнь (Гипертония)
- Клевер луговой (Клевер красный)
- Лопух большой (репей)
- Учимся плавать брассом
- Красное вино: польза или вред?
- Питание при дисфункции желчного пузыря
- Отит
- Диабет сахарный
// Главная
Бинокулярное зрение
Мы смотрим в мир двумя глазами, и каждый камень, каждый лепесток одновременно отражаются и в том и в другом глазу. Почему же мы воспринимаем не двойное, а единое изображение? Каков механизм этого феномена — одного из самых удивительных явлений в бесконечной сложности акта зрения?
Световые раздражения от рассматриваемого объекта попадают на определенные участки сетчатки. Зрительные оси обоих глаз установлены так, чтобы их поля зрения на значительной площади накладывались друг на друга — перекрывались.
Центральная нервная система, куда зрительные импульсы попадают из сетчатки, интегрирует оба изображения в единый образ.
Такое зрение называется бинокулярным. Оно позволяет полнее оценивать окружающее и тоньше ощущать глубину, чем если бы мы пользовались одним глазом.
Предмет четко виден лишь тогда, когда идущие от него лучи фокусируются на так называемом желтом пятне. Его центральная часть обеспечивает наивысшую остроту зрения.
При бинокулярном зрении одновременно раздражаются идентичные участки сетчатых оболочек глаз. Эти участки функционально взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Их называют корреспондирующими. Именно в корреспондирующих точках изображения сливаются воедино. Если же изображение попадает не на них, слияния не происходит. Предмет воспринимается каждым глазом отдельно — возникает двоение.
Бинокулярным зрением управляют сложные механизмы. Действие их направлено на локализацию изображения на идентичные точки сетчатой оболочки.
Двигательные функции глаза обеспечиваются шестью наружными мышцами и действуют координирований, одинаково по силе, как единый орган, удерживая изображение в зоне наилучшего видения. Такой локализации изображения способствуют и мелкие, внешне незаметные следящие движения глаз. Они имеют рефлекторный характер. Непрерывное ощущение, получаемое сетчаткой при фиксации предмета, дробится этими непроизвольными микродвижениями на ряд отдельных актов — создаются условия для лучшего, более подробного восприятия окружающего мира.
Сетчатка — периферическая часть сложной зрительной системы. В зрительных восприятиях участвует мозг. Из сетчатой оболочки по зрительным путям раздражения попадают в подкорковый зрительный центр, где каждый глаз имеет свое отдельное представительство, и далее в конечный центр — в кору головного мозга, в Область затылочной доли. «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум» — так выразительно сказал об этих взаимоотношениях поэт У. Блейк.
Одно из самых удивительных свойств глаза заключается и в том, что при нормальном зрении мы ясно видим и близко расположенные и отдаленные предметы. Этому способствует свойство хрусталика изменять свою кривизну при переводе взора с далекого предмета на близкий (аккомодация). Но для его рассматривания зрительные оси глаз должны еще быть сведены и установлены так, чтобы они на нем могли пересечься (конвергенция).
Эти два процесса совершаются автоматически, одновременно и в высшей степени согласованно — усиленный импульс к аккомодации вызывает такой же силы импульс к конвергенции.
Чувствительные и двигательные реакции глаза составляют единую функциональную систему. Однако ассоциированная деятельность глаз возникает не сразу. У только что родившегося ребенка движения глаз беспорядочны, некоординированны, нередко каждый глаз движется независимо от другого.
Бинокулярное зрение устанавливается в процессе накопления жизненного опыта и упражнений только к 2—6 годам. Стереоскопическое зрение развивается к 15—16 годам.
Тончайшие, взаимосвязанные и взаиморегулируемые системы, обеспечивающие зрительную функцию, в раннем возрасте недостаточно устойчивы. Они легко нарушаются под влиянием неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма.
Эти нарушения особенно ярко выявляются при косоглазии.
При этом заболевании способность фиксировать изображение двумя глазами утрачивается. При разглядывании предмета зрительная линия одного из глаз отклоняется в сторону от точки, на которой в данный момент сосредоточено внимание, и изображение попадает не на идентичные, как в норме, а на разные, несимметричные участки сетчатки. Нарушается функция слияния. Мир начинает двоиться.
Такой эффект легко проверить на себе, если легким надавливанием через веки сместить один глаз.
Двоение образов переносится тяжело. Возникает весьма неприятное чувство, вызываемое необычностью импульсов, поступающих в центральную нервную систему. Оно отражается на общем состоянии организма.
Причины косоглазия бывают разными и не всегда могут быть точно установлены. Чаще им болеют дети. Нередко оно развивается при нарушениях преломляющей способности глаза — при выраженных степенях дальнозоркости и близорукости у детей.
Эти расстройства подвергают механизмы аккомодации и конвергенции большим перегрузкам. Так, например, дальнозоркие дети, рассматривая близкие предметы, максимально усиливают аккомодацию — хрусталик. делается более выпуклым, его преломляющая сила повышается, и изображение четко фокусируется на сетчатке. Но усиленный импульс к аккомодации, как мы уже указывали, вызывает рефлекторно такой же импульс к конвергенции — к сведению осей глаза. Постоянное усиление напряжения мышц, осуществляющих конвергенцию, может закрепиться в виде сходящегося косоглазия.
Чрезмерная нагрузка и последующее истощение мышц, участвующих в конвергенции, наблюдаются и при высокой близорукости.
Такие виды косоглазия возникают в случаях, когда механизмы регуляции мышц, ответственных за бинокулярное зрение, под влиянием тех или иных причин (общее недомогание, переутомление) ослабляются и становятся недостаточными для выравнивания отклонений, вызванных нарушением рефракции глаза.
Нарушение процессов аккомодации — не единственная причина косоглазия. Это расстройство развивается в 2—3-летнем возрасте и позже.
Косоглазие, возникающее в раннем детстве (в первые два года), часто связано с перенесенными поражениями центральной нервной системы — врожденными или приобретенными. Они могут быть вызваны травмой во время родов, интоксикацией во время беременности в связи с почечной недостаточностью матери, инфекционными заболеваниями у детей, нейроинфекцией.
Этими факторами ослабляется взаимосвязь между чувствительным и двигательным аппаратом зрительной системы. При таком подвижном, слабоустойчивом состоянии врожденных механизмов бинокулярного зрения любые неблагоприятные воздействия — переутомление, испуг, физическое истощение — легко приводят к его нарушению. Расстраивается координация мышц глаза, возникают новые, необычные связи.
Косоглазием страдают трое из ста детей.
Отклоненный глаз без лечения чаще всего стабилизируется в своем положении, уродуя лицо ребенка, угнетающе действуя на его психику. К развившимся расстройствам организм безучастным не остается. Болезненные изменения вызывают в нем цепь процессов восстановительного и защитного характера. Они направлены на реставрацию нарушенной функции, на избавление больного от нескончаемого потока истощающих раздражений.
Одна из реакций, исключающих двоение образов,— торможение зрительной деятельности косящего глаза. Его работа подавляется активным тормозным усилием нервной системы. Развивается амблиопия (по-гречески — тупость зрения) отклоненного глаза.
Поразительное явление. Глаз, способный видеть, перестает видеть. Никаких анатомических изменений в нем при этом не находят. Да их, пожалуй, и нет. Он не видит лишь, когда действует второй, фиксирующий глаз. Но стоит его выключить — надеть на него повязку или прикрыть непрозрачным стеклом,— как амблиопичный глаз вновь начинает функционировать.
С явлением активного торможения зрительной функции мы встречаемся не только при косоглазии. Амблиопия возникает и в случаях, когда либо один глаз по остроте зрения отличается от другого и ясность изображений на них оказывается неодинаковой, либо прн помутнении оптических сред одного из них. При таких расстройствах организм также начинает пользоваться одним — ведущим глазом. Худший глаз выключается. Жертвуется часть 'во имя спокойствия целого.
Амблиопия встречается у 60—65 процентов косящих детей. Особенно неблагоприятное влияние на развитие зрительной системы ребенка она оказывает, если возникает в первые два года жизни.
Весьма примечательны развивающиеся при косоглазии новые функциональные связи, направленные на восстановление бинокулярного зрения.
Как уже отмечалось, между симметричными участками сетчаток здоровых глаз существует взаимная корреспонденция, оба участка действуют согласованно. При отклонении зрительной оси одного из глаз эти отношения разрушаются. Изображение теперь попадает из косящего глаза на необычное место сетчатой оболочки — в стороне от желтого шггна. И коль скоро угол отклонения почти не меняется, возникший новый очаг раздражения становится стабильным, непрерывно возбуждаемым. Постепенно этот периферический участок становится для косящего глаза главной точкой фиксации. Образуется ложное «желтое пятно», а далее — и это особенно интересно — между ним и желтым пятном ведущего глаза устанавливается корреспондирующая связь. Она необычна, анормальна.
Развитие анормальной корреспонденции начинается после возникновения косоглазия очень рано, и хотя новое «желтое пятно» в силу своих анатомо-физиологических особенностей не может заменить настоящее, оно в определенной мере обеспечивает функцию если не полного слияния, то простого наложения изображений. Иногда даже развивается определенная степень глубинного зрения. Эта перестройка также не сопровождается видимыми анатомическими сдвигами в сетчатке. Компенсаторные реакции связаны с функциональными изменениями в центральной нервной системе.
Мы мало знаем о процессах, происходящих при этом в самих нервных клетках, но новые связи часто так прочно закрепляются, что при лечении разрушить их бывает очень трудно.
Приспособительные реакции при нарушениях бинокулярного зрения убедительно свидетельствуют о способности организма перестраивать свои функции при нарушениях нормального течения физиологических процессов, создавать новые функциональные структуры, деятельность которых способствует ликвидации возникшего расстройства.
Профессор С. Мучник.